10 цитат Мартина Бубера, которые научат строить общение с окружающими и самими собой
Чем известен Мартин Бубер
Всю свою жизнь Мартин Бубер посвятил экзистенциальной философии. За долгие годы своей работы и книги, самой известной из которых стала «Я и ты», он десять раз был номинирован на Нобелевскую премию мира и еще семь — на Нобелевскую премию по литературе. Несмотря на то, что обладателем награды философ так и не стал, Бубер прочно занял одно из важнейших мест среди мыслителей двадцатого века наравне с Жаном-Полем Сартром, Мишелем Фуко, Людвигом Витгенштейном и не другими.
В своих трудах Бубер размышлял о человеке в контексте религии: философ был уверен, что одна из главных ценностей жизни — в нашей коммуникации с окружающими, причем как с людьми вокруг и с Богом, так и с самими собой. Эта идея обоюдного контакта стала основополагающей для большинства книг Бубера, из которых мы и собрали десять самых запоминающихся цитат.
10 мудрых высказываний Мартина Бубера
«Личность проявляется, вступая в отношение с другими личностями».
«Есть три сферы, в которых строится мир отношения. Первая — жизнь с природой, где отношение застывает на пороге речи. Вторая — жизнь с людьми, где отношение оформлено в речи. Третья: жизнь с духовными сущностями, где отношение не обладает речью, однако порождает ее».
«Человек не есть нечто наличное, познаваемое на опыте поддающееся описанию».
«Только тот встречается с судьбой, кто претворил действительность в свободу»
«Чувства „имеют“, любовь же приходит. Чувства обитают в человеке, человек же обитает в своей любви. Любовь есть охватывающее весь мир воздействие».
«Наилучшим образом подготовлен к самосознанию человек, ощущающий себя одиноким — то есть тот, кто по складу ли характера, под влиянием ли судьбы остался наедине с собой и своими проблемами, кому удалось в этом опустошающем одиночестве встретиться с самим собой, в собственном „Я“ увидеть человека, а за собственными проблемами — общечеловеческую проблематику».
«Только соучастие в бытии других живых существ обнаруживает смысл и основание собственного бытия»
«Любовь без диалогичности, без действительного движения навстречу другому, без обретения другого и без пребывания у другого, пребывающая в себе любовь есть то, что называется Люцифером».
«Таков человек в часы осознания: ужасаясь, он ищет выхода, но не знает пути. Все же, может быть, он знает путь — совсем внутри, глубинным нежеланным знанием путь обновления, который ведет через жертву».