Точка зрения

Целибат: что это такое и его польза — простыми словами

Целибат: что это такое и его польза — простыми словами

Целибат — это (простыми словами)

Представьте себе, что вы ученый, который находится на пороге величайшего открытия, способного изменить мир. Вы горите своей идеей и проводите дни и ночи в своей лаборатории, спите по пять-шесть часов, принимаете пищу только для поддержания активности. Вы отказались от отпуска, а ваш ум постоянно занят поиском недостающих деталей.

Вы одержимы своей работой, все ваши ресурсы направлены на решение задачи, все ваше существо подчинено одному — найти ответ. В это время вы совершенно не думаете о том, что может вас рассеять, вы не тратите время на развлечения не потому, что вы их не любите, просто все это сейчас второстепенно.

В этот момент вы не думаете о противоположном поле, о сексуальной близости и об отношениях, у вас отношения с наукой, вы холостяк, который забывает принять душ и сменить рубашку, на которую пролили кофе еще три дня назад.

Именно от латинского caelibis — «холостой» и произошел термин «целибат». Целибат — это осознанное воздержание от сексуальных отношений.

Связь с религией

Наибольшее распространение целибат получил в христианстве, где стал условием для принятия священных степеней. Разные христианские конфессии имеют разную практику, например, в римском католицизме целибат необходим для принятия сана пресвитера, а в восточном православии принятие этого сана допускается и для женатого мужчины. При этом в обеих традициях епископы безусловно неженаты, что, впрочем, не является аутентичным требованием вероучения, даже наоборот.

В одном из посланий апостола Павла есть такой текст: «Епископ должен быть непорочен, одной жены муж (…), хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?» (1-е Тим. 3:2-5).

Статуи католического нищенствующего монашеского ордена, основанного святым Франциском Ассизским в 1208 году с целью проповеди апостольской бедности и аскетизма

Соцсети

Послания Павла — это Священное Писание для христианских конфессий, его значение приоритетно, однако позднейшая традиция внесла свои коррективы. Обоснование обычно звучит следующее: так человек сможет отдать все свои силы на служение Богу и людям, не будет рассеиваться на то, что мешает полной самоотдаче.

Учитывая, что саны в религии присваиваются чаще всего мужчинам, целибат для женщин — не столь распространенная история. Однако и им он нередко необходим, если те вступают на путь духовности.

В чем отличие от монашества

Целибат часто путают с монашеством, но это не совсем верно. Отказ от супружества и сексуальных отношений — только часть монашеских обетов, в число которых входит также нестяжание, послушание и другие — в зависимости от традиции и культуры.

Монашество — это путь аскета, обет целибата же — это ритуальное безбрачие, которое принимается ради определенного религиозного статуса

Целибат носит скорее прикладной, нежели аскетический характер.

Чем целибат может быть опасен

Итак, вы снова ученый, но открытия пока не совершили и идей никаких у вас нет, вы видели своего коллегу, который ночи не спал, питался как придется, забыл про жену или девушку, носил одну и ту же рубашку неделями, и вот в конце концов истина открылась ему, и он совершил свое великое открытие, имя его прославилось, но ценно даже не это, а то, что он смог помочь людям и изменил мир.

Вы решили пойти по его стопам, перестали нормально есть, выкинули все лишние рубашки, порвали связи с женщинами и ушли в затвор и одиночество в своей лаборатории. Вы ждали, когда в вас загорится огонь идеи и вам покорится истина.

Время шло, но чудо не происходило, тогда вы решили ужесточить свою аскезу, вы решили не есть целую неделю, отказались от смены одежды и даже перестали ходить в душ, а на контакт с женщинами вообще установили табу. Потом в какой-то момент вы озлобились на весь мир, а успешного коллегу вообще стали подозревать в мошенничестве, потому что тот давно уже не спал в лаборатории, а в веселой компании праздновал свой успех, не сторонясь, по меткому выражению классика, вина, игр и общества прелестных женщин.

Нашей жизнью управляют потребности, именно они побуждают нас совершать те или иные действия и испытывать эмоции

Потребности часто вступают в конфликт, потребность во сне зовет меня в кровать, но потребность в признании и уважении удерживает за монитором компьютера, заставляя искать слова, чтобы воплотить скрытые смыслы. Сон — потребность базовая, признание и уважение — социальная. Невозможно долго игнорировать базовые потребности, это смертельно, можно только временно ограничить их и подчинить удовлетворению другой, более высокой и важной потребности.

Секс — тоже базовая потребность, на уровне социума от нее невозможно отказаться, это путь к вымиранию, но от нее можно отказаться на уровне личности. Что происходит с такой личностью и чем это чревато?

В случае ученого номер один такой отказ не цель сама по себе: первый ученый стремится удовлетворить чисто человеческую потребность в смыслах и сублимирует все ресурсы для этой задачи, сексуальность здесь не отвергается, не презирается, она просто подчиняется приоритетам. В этом случае преображенная сексуальность становится крыльями, которые могут вознести человека на вершины творчества. Это реальная польза целибата.

Совсем другие процессы происходят, если сексуальности боятся, стремятся подавить, ограничить, подчинить, как раба, а не сотрудничать, как с другом. Петр Ганнушкин — выдающийся российский и советский психиатр, основатель малой психиатрии, имя которого носит Психиатрическая клиническая больница №4, в статье «Сладострастие, жестокость и религия» проводит связь между религиозным чувством, сексуальностью и агрессией.

По мысли Ганнушкина, религиозность вовсе не препятствует жестокости или порочности, напротив, она легко провоцирует и подстегивает эти качества, порождая удивительные формы двоемыслия, когда вроде бы проповедуются высокие и прекрасные идеалы, а на практике втайне совершаются преступления.

Причина, конечно, не в высоких идеях, которые проповедуют многие религии или общечеловеческая этика

Также причина и не в отказе от секса как такового. Разница между первым и вторым ученым — это разница между паровым двигателем, который крутит колесо, и паровым двигателем, который ничего не крутит, огонь под ним горит, клапан закупорен, а давление внутри растет.

Отвергнутая и подавленная сексуальность жестоко мстит своим носителям, она становится палачом самому человеку и тем, до кого он может дотянуться. Жестокость к себе порождает жестокость к другим.

Целибат для мужчин, отказавшихся от своей сексуальности, порождает запрет на сексуальность других и на все другие формы радости и проявления жизни, ведь именно через секс жизнь продолжает саму себя. Попытка рационализировать сексуальные порывы приводит к бесчувственности и бессердечности. Прекрасно сказал об этом Омар Хайям:

«Тот, кто с юности верует в собственный ум,


Стал в погоне за истиной сух и угрюм.


Притязающий с детства на знание жизни,


Виноградом не став, превратился в изюм».

Человеческая психика как трансформаторная будка — зона высокого напряжения. Может давать свет и энергию, а может замкнуть и взорваться. Можно не заниматься сексом и даже нужно уметь контролировать свои желания, но невозможно уничтожить ту реку, которая крутит колесо жизни, без последствий и мести со стороны жизни.

И, напротив, жизнь вовсе не требует от нас примитивной сексуальности, которая сводится только к размножению и минутному удовлетворению страсти. Она предлагает построить корабль, поднять паруса и ловить ветер эроса, чтобы плыть навстречу горизонту, раскрывая еще одну нашу потребность, которая делает нас действительно счастливыми, — потребность быть свободными.

По материалам

Нажмите, чтобы оценить статью!
[Общий: 0 Средний: 0]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

двенадцать − 11 =

Кнопка «Наверх»