Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

По заветам матери Терезы: личная история волонтерства в Индии

Рассказы в духе «бросить всё и уехать на другой конец света, чтобы найти себя» слышал каждый. Другое дело — пролететь полмира, чтобы бескорыстно помогать страдающим и бездомным

По заветам матери Терезы: личная история волонтерства в Индии

ГЕРОЙ
Ани Гулиджанян

Родилась в 1985 году во Владимирской области. В 2002–2008 годах училась на социального работника в Российском государственном социальном университете. Работала специалистом по социальной работе и координатором в клубе волонтеров благотворительного фонда.

Фотограф, путешественник и волонтер*. Владеет русским, английским и французским языками.

* О своем опыте волонтерства Ани рассказала в 2020 году

По заветам матери Терезы: личная история волонтерства в Индии

По заветам Терезы

Когда мне было двенадцать, папа рассказал мне историю матери Терезы. Самоотверженность этой женщины, отрекшейся от благополучия и посвятившей жизнь людям, так сильно меня впечатлила, что я решила поступить на курс социальной работы.

Однажды в поисках учебников я нашла потрепанную книжечку «Мать Тереза — Нет больше той любви…» По сути, это простой сборник цитат, разделенный по темам — любовь, прощение, дар, труд. Во многих главах упоминался Нирмал Хридай — самый первый хоспис матери Терезы, открытый в Калькутте еще в 1952 году.

В книге описывалось, как сестры подбирали умирающих или тяжело больных на улицах, приводили в дом, мыли, одевали, кормили, дарили любовь и заботу, которой те долгие годы были лишены. Этот дом работает до сих пор, и в него со всего света съезжаются волонтеры, желающие помогать сестрам. Мысль о том, чтобы отправиться туда, побывать в местах, где трудилась мать Тереза, делать ту же работу, что делала и она, стала моей мечтой. На тот момент совершенно недостижимой, конечно.

По заветам матери Терезы: личная история волонтерства в Индии

Пока я училась в университете, речи о поездке в Индию и быть не могло, а после получения диплома мне удалось найти замечательную работу в благотворительном фонде, которую я очень полюбила. Конечно, можно было бы съездить в Калькутту и на пару недель в отпуск, но мне казалось, что я ничего не успею за это время. Хотя мысль, что я оттягиваю поездку лишь из-за страха, иногда все-таки закрадывалась.

До этого я никогда не ездила никуда одна, не говорила на английском, да и Индия казалась такой далекой и загадочной. Но несмотря на это, мечта отправиться туда меня все равно не оставляла, пока в один «прекрасный» день меня не уволили с моей любимой работы. Наверное, это был знак, что я засиделась.

По заветам матери Терезы: личная история волонтерства в Индии

Мне удалось найти удаленную работу, я поняла, что пора, и купила билет на самолет до Дели. До сих пор помню момент, когда нажала кнопку «оплатить». Я съехала со съемной квартиры, перевезла все свои вещи и двух котов к родителям, сделала визу на шесть месяцев, обняла родных и друзей и поехала в аэропорт. Оказавшись в самолете, я поняла: дороги назад нет — и это, пожалуй, был самый волнующий момент в моей жизни.

Работа в хосписе

Чтобы стать волонтером у сестер, не нужно ни писать, ни звонить заранее — ты просто приезжаешь и идешь на собеседование. Специальные навыки тоже не требуются. Orientation (то самое собеседование) проходит три раза в неделю во дворе местного детского дома Шишу Бхаван.

Сначала я поговорила с сестрой Марией, а потом она перепоручила меня уже опытному волонтеру Мэри. Ничего особенного не спрашивали: откуда я, чем занимаюсь и что меня привело в Калькутту. Девушка из России их очень удивила. Наших соотечественников тут почти нет, последний русскоговорящий волонтер был здесь шесть лет назад.

Помню, как потом ко мне подходили люди и с удивлением спрашивали, мол, а это ты из России? Круто! В первый день мне рассказали о том, в каких домах можно работать и что делать, о правилах поведения, дресс-коде, расписании и других мелочах. Когда я выбрала, где хочу работать, мне вручили карточку волонтера. В итоге Мэри стала особенным человеком для меня — учителем и другом. Она волонтерила в том же доме, что и я, — все мне показала, рассказала, всему научила.

По заветам матери Терезы: личная история волонтерства в Индии

Я выбрала хоспис Нирмал Хридэй (его еще также называют «Калигат» из-за близости к храму богини Кали). Здесь содержатся умирающие или тяжело больные, подобранные сестрами прямо с улиц. У каждого постояльца своя история, но есть и общее: о них некому позаботиться. Теперь это дело сестер, масси (местных работников) и волонтеров.

Здание разделено на два крыла — мужское и женское. И соответственно, мужчины-волонтеры работают в мужском крыле, а женщины — в женском. Это правило установлено лишь из этических соображений: во время работы нередко нужно помогать подопечным справлять нужду или менять им одежду.

По заветам матери Терезы: личная история волонтерства в Индии

В мой первый день волонтерства я была очень взволнована, но уже через неделю чувствовала себя в хосписе как дома. Сбор в главном доме Mother House в 6:30 для завтрака, молитвы и важных объявлений. После волонтеры расходятся по своим «домам» — до своего мы добирались на автобусе. Перед началом работы обязательно мыли руки, надевали фартук и потом спускалась вниз к нашим дамам (так мы называли наших подопечных).

Сперва я помогала им чистить зубы после завтрака, потом делала массаж всем желающим, туалетные процедуры, физические упражнения под присмотром физиотерапевта (для тех, кто еще может ходить). Помимо этого, можно было помогать со стиркой, уборкой, раздачей еды. Ну и, самое главное, помимо всех этих занятий, можно было просто общаться — сидеть рядом, читать, говорить, смеяться, держать за руку. Некоторые волонтеры даже пели и танцевали вместе с подопечными, всегда вызывая у окружающих улыбку.

После обеда мы помогали всем устроиться на кроватях для дневного сна, совершали обход, прощаясь со всеми и спрашивая, не нужно ли что. В 12:00 раздавался звонок колокольчика, означающий, что волонтерам пора уходить.

По заветам матери Терезы: личная история волонтерства в Индии

Вторая смена начиналась в 15:00, но часто из-за удаленной работы я не могла волонтерить в обе смены и ограничивалась только утренней. За работу не платят — из бонусов только завтрак и волонтерские программы (например, экскурсии по местам матери Терезы или день молчания). Перелет, проживание, питание — всё за свой счет.

Новые друзья и внутренний покой

В самом начале своих индийских приключений я почти не говорила по-английски: немного учила язык сама по фильмам и книгам, но для живого общения этого было мало. И хотя люди относились ко мне с большим пониманием и терпением, все равно было стыдно и тяжело понимать какие-то сложные вещи в разговорах.

Но благодаря практике я, наконец, заговорила. Большую роль в этом сыграли мои новые друзья — Мэри и Ханна из США. С подопечными было сложнее, ведь они и по-английски-то не говорят. На бенгальском я выучила лишь несколько основных фраз, так что пришлось импровизировать, учиться понимать людей без слов, ориентируясь на жесты, тембр голоса и мимику.

По заветам матери Терезы: личная история волонтерства в Индии

Помню, как-то вешала белье на крыше — внизу шумный рынок, машины и рикши снуют туда-сюда, а справа — луковички храма богини Кали, в небе кружат огромные птицы. Я все не могла поверить — неужели я здесь, в Индии? Я провела в стране в общей сложности пять месяцев, а через год вернулась снова.

По заветам матери Терезы: личная история волонтерства в Индии

Во второй раз у меня уже были другие задачи. Помимо Нирмал Хридэй, я также работала в пункте оказания первой помощи. Здесь осуществилась еще одна моя маленькая мечта: я научилась обрабатывать раны и делать перевязки.

Уже в первый день я сделала свою первую перевязку и была невероятно собой довольна. К нам приходили в основном люди, живущие на улице. Чаще мужчины. Были тяжелые случаи: раны с торчащими костями или червями. Но я собирала волю в кулак: когда осознаешь, что ты делаешь нечто действительно полезное и важное для другого человека, преодолеть неприязнь не так и сложно.

По заветам матери Терезы: личная история волонтерства в Индии

К тому же приятного и невероятного было намного больше, чем сложного. Я обрела множество друзей из самых разных уголков нашей планеты, ведь это место — удивительное скопление добрых, светлых и отзывчивых людей. В основном сюда приезжают из США и стран Латинской Америки, много волонтеров из Китая и Японии.

Меня поражали люди, которые из года в год тратили свой единственный отпуск, приезжая сюда помогать сестрам, сменяя одну работу другой. Например, Барбара — женщина-врач из Италии, которая уже восемь лет подряд приезжает в Калькутту. Мой хороший друг Хильда — пожилая дама из Германии — однажды оказалась здесь еще при живой матери Терезе, будучи в отпуске с мужем, и пообещала той вернуться и помогать, когда вырастут дети. И вернулась. Вот уже 16 лет подряд она приезжает сюда каждый год на два месяца.

Конечно, в основном в Нирмал Хридэй приезжают христиане, люди, для которых имя матери Терезы не пустой звук. Но среди волонтеров есть и атеисты, которым просто нравится делать что-то полезное. Много здесь и молодежи — например, двум моим соседкам по комнате было всего по 18 лет, и они работали в детском доме матери Терезы. Иногда я думаю о том, как бы сложилась моя жизнь, если бы мне удалось приехать сюда в студенческие годы, ведь такой неоценимый опыт ребята получают почти в самом начале своего пути, и это очень здорово.

По заветам матери Терезы: личная история волонтерства в Индии

И хотя меня уже нельзя причислить к молодежи, мой опыт здесь тоже неоценим, по крайней мере для меня. За полгода, проведенных в удивительной Индии, я узнала, что на многое способна, что я смелее, чем думала, что в стрессовых ситуациях хорошо соображаю и что одна я — это уже неплохой ресурс.

А еще я научилась себе доверять и осознавать, что действительно справлюсь. Множество моих страхов и волнений отпущены и больше не управляют мной. Самый же, наверное, главный дар Индии — это внутренний покой, который я искала всю свою жизнь и нашла лишь там.

Фото: anieowyn.com

Материал опубликован в июне 2020, частично обновлен в августе 2022

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения