Памятники несбывшемуся будущему: 6 удивительных югославских монументов

0 0

В память о событиях Второй мировой войны и об истории Балкан югославские архитекторы в пятидесятые-восьмидесятые годы прошлого века создали у себя в стране тысячи удивительных сооружений, которые выглядят скорее как космические корабли или инопланетные артефакты. Именно так их воспринял исландский музыкант и композитор Йохан Йоханнссон, чья единственная режиссерская работа — фильм «Последние и первые люди», сопровождаемый рассказом Тильды Суинтон за кадром, — выходит в ограниченный прокат в России 6 августа.

О чем речь

Речь о существовавшей в Социалистической Федеративной Республике Югославии государственной программе пропаганды, предусматривавшей строительство монументов разного размера, «спомеников» (от сербо-хорватского spomenik), призванных напомнить жителям страны о событиях Второй мировой войны и создании социалистического государства. Такие инициативы существовали в большом числе стран, включая СССР, но именно в Югославии программа приобрела особый размах. По оценке исследователей, к 1961 году число «спомеников» уже превышало 14 000, а к моменту распада страны их могло быть более 40 000, хотя полного списка сооружений и четкого плана их возведения, по-видимому, не существовало.

Уникальным свойством югославских военных мемориалов стала из странная форма: абстрактные футуристические объекты, нередко установленные в горах или в поле, совсем не похожи на привычных жителям бывшего СССР неизвестных солдат и скорбящих матерей. Создатель первой англоязычной интернет-базы «спомеников» Дональд Ньебыл объясняет их внешний вид так: ставить классические памятники Югославия, к началу 1950-х решительно отмежевавшаяся от остального соцлагеря и особенно от СССР и ставшая неким промежуточным звеном между Западом и советским блоком, не могла по идеологическим причинам — не хотела быть похожей на красного гегемона с его однообразным и отставшим от мирового художественного контекста соцреализмом. Наоборот, югославские власти хотели, чтобы местное искусство развивалось в русле мировых художественных течений, причем это касалось не только памятников военным событиям, но и архитектуры в целом.

Памятники несбывшемуся будущему: 6 удивительных югославских монументов

Десять метров в высоту, двадцать в ширину — такое сооружение установлено на холме над хорватским селением Подгарич. Думаете, излучатель инопланетян-захватчиков? Нет, памятник революции в Мославине архитектора Душана Джамони, открытый в 1967 году. Он символизирует победу жизни над смертью. Это один из самых узнаваемых «спомеников». Источник: Plamen / Wikimedia Commons

С соцреализмом была еще одна проблема: он плохо сочетался с многонациональным и разноконфессиональным составом населения Югославии и сложными взаимоотношениями между его группами, проявившимися как никогда ярко в годы войны. Довольно трудно никого не обидеть, поставив реалистический памятник, скажем, сербским (36,3% населения СФРЮ в 1981 году) крестьянам, которых жестоко убили, например хорваты (19,7% населения в 1981-м) из организации усташей, насчитывавшей около 100 000 членов. Да и партизаны Тито далеко не всегда вели себя корректно по отношению к соотечественникам: война. В силу этого задача состояла в том, чтобы посредством памятников донести примерно такую мысль: через трагедии и подвиги Второй мировой из разрозненных народов Балкан (усилиями бессменного руководителя Иосипа Броз Тито, конечно) создана единая, устремленная в будущее нация. А дальше в бетонные стелы и металлические паруса, символизирующие вот это всё, каждый может вкладывать свои собственные мысли (правда, их желательно держать при себе).

Памятники несбывшемуся будущему: 6 удивительных югославских монументов

Интересно, что воздвигать крупномасштабные футуристические монументы в труднодоступных местах на Балканах пробовали не только власти СФРЮ. Так, конкуренцию югославским «споменикам» мог бы составить дом-памятник в честь Болгарской коммунистической партии, построенный в 1974–1981 гг. на высоте около 1400 м на перевале Бузлуджа в Болгарии. Сегодня он, как и многие другие сооружения такого рода, заброшен. Источник: BeIT / Wikimedia Commons

Хотя многие из тысяч «спомеников» обветшали и разрушились или были намеренно уничтожены в ходе бесчисленных межнациональных конфликтов на территории бывшей СФРЮ, их сохранилось немало. Мы выбрали по одному от каждой страны, имеющейся сегодня в регионе, включая частично признанное Косово, руководствуясь двумя принципами: памятник должен быть крупным и он должен существовать на момент публикации этого материала. Если захотите узнать больше, обратитесь к уже упоминавшийся базе SpomenikDatabase.org.

Босния и Герцеговина. Памятник революции на горе Ко́зара

Один из самых монументальных «спомеников» Памятник революции в Национальном парке Козара посвящен, что совершенно логично, одному из самых крупных сражений Второй мировой войны на Югославском фронте — Битве на Козаре. Сражение состоялось весной 1942 года в Западной Боснии в ходе наступления германских войск, проходившего при поддержке и активном участии усташей, венгров и четников, которым противостояли югославские партизаны и ополченцы. Последние потерпели поражение, за которым последовала резня, в ней погибло, по разным оценкам, от 30 до 60 тысяч мирных жителей.

Памятники несбывшемуся будущему: 6 удивительных югославских монументов

Центральная часть мемориального комплекса — 33-метровый бетонный монолит с вертикальными «плавниками», передняя поверхность которых облицована полированной нержавеющей сталью. За ним установлены панели с именами 9921 партизана, павшего в сражении. Автор — видный югославский скульптор Душан Джамоня. Источник: Selma Banich / Flickr

Монумент начали возводить в 1971-м и закончили работы через год. Получился канонический мемориальный комплекс, состоящий из трех частей: собственно монумента, амфитеатра и небольшого музея. По такому принципу создавались и другие крупные «споменики», причем амфитеатр и иные элементы, прилегающие к главному монументу — обычно абстрактной скульптуре, монолиту, — предназначались для проведения массовых пропагандистско-воспитательных мероприятий для молодежи, призванных вложить в умы ее представителей идеи рожденной в горниле войны новой наднациональной общности: устремленного в будущее югославского народа. В годы расцвета СФРЮ мемориал посещало до миллиона человек в год, и это притом что он находится на удалении от населенных пунктов, в гористом национальном парке.

Косово. Памятник партизанам и шахтерам в Косовской-Ми́тровице

Шахты Трепча, расположенные неподалеку от города Косовска-Митровица под горами Копаоник, представляли огромный интерес для Третьего рейха, захватившего эту часть Югославии в апреле 1941-года. Оттуда немцы получали цинк и до 40% всего необходимого для их промышленности свинца — из последнего, в частности, делали аккумуляторы для подводных лодок. Шахты при этом были фактически превращены в концлагерь, а рабочие стали заключенными. Уже 30 июля 1941 года они подняли восстание, взорвали транспортер, по которому руда подавалась на обрабатывающее предприятие (из-за этого были остановлены работы на всех шахтах), и ушли в горы к партизанам, а те, в свою очередь, стали нападать на предприятия комплекса, нанося им дальнейший ущерб.

Памятники несбывшемуся будущему: 6 удивительных югославских монументов

Скульптор Богдан Богданович придумал установить горизонтальную часть монумента (изначально ее торцы были украшены медными панелями, ныне утерянными), напоминающую по форме шахтерскую вагонетку для руды, на две колонны, символизирующие албанский и сербский народы края, вместе ведших борьбу с захватчиками. В результате получилось нечто, напоминающее мегалитический трилитон. Дополнительно горизонтальную часть можно рассматривать как колыбель промышленности. Источник: Adam Jones, Ph.D. / Wikimedia Commons

Девятнадцатиметровое бетонное сооружение построено на холме над Косовской-Митровицей в 1973 году. Вокруг монумента расположены два кенотафа в память о павших шахтерах-бойцах и партизанах. В 1970-е работа Богдана Богдановича получила международное признание: мемориал стал самым посещаем туристическим объектом в области. Сегодня памятник — узнаваемый символом города.

Северная Македония. «Илинден», или «Македониум», в Кру́шево

Жители региона, известного нам сегодня как бывшая Югославия, восставали не только против немецко-фашистских захватчиков. Так, в Ильин день (2 августа) 1903 года жители нескольких сел и городов Македонии и Одринской Фракии, исторических областей, тогда находившихся под властью Османской империи, подняли восстание против турок и объявили о создании Крушевской Республики (по названию города Крушево). По названию церковного праздника восстание назвали Илинденским, а его предводителем стал болгарско-македонский революционер Никола Карев. Продержалось восстание недолго: уже спустя десять дней с республикой расправились турецкие войска, устроившие чистки местного населения: более 200 деревень было сожжено, погибло около 5000 человек, а более 30 000 бежали в Болгарию. Это событие помнили и помнят в Македонии как один из главных этапов национального самоопределения. Игнорировать его власти СФРЮ не могли и решили увековечить в бетоне. А чтобы памятник не выбивался из общего ряда, память о восстании соединили с памятью о местных партизанах Второй мировой, что не помешало возникновению у него второго названия: «Македониум».

Памятники несбывшемуся будущему: 6 удивительных югославских монументов

В отличие от большинства других соименников 25-метровый «Илинден» Йордана и Искры Грабулов — не стела или монолит, а павильон с выростами причудливой формы, помещенный в центр комплекса под открытым небом. Честно говоря, история борьбы македонского народа за независимость тут совсем не считывается. Зато легко представить, что павильон сейчас поднимется в воздух и улетит на родную планету. Источник: Rašo / WikimediaCommons

Центральный объект комплекса — павильон с выростами — окружен парком. Там посетитель обнаружит также стену с торчащими из нее 58 пилонами, на которых указаны имена людей, так или иначе способствовавших обретению македонским народом независимости, а также амфитеатр с двумя сотнями бетонных пеньков для сидения. Внутри же павильона вас встретят абстрактные барельефы на темы становления македонской государственности, могила Николы Карева и разноцветные витражи. Памятник открыли в 1974-м после четырех лет строительства — в 71-ю годовщину восстания.

Сербия: Памятник павшим воинам Космайского отряда на горе Ко́смай

Нацистская оккупация Югославии началась в апреле 1941 года, а уже в начале лета по всей стране стали формироваться партизанские отряды и во многих городах назревали восстания. Второго июля в доме на горе Космай, что примерно в 50 км к югу от Белграда, собрались 45 членов Компартии Югославии и договорились сформировать свой партизанский отряд. Вначале он состоял из примерно сотни бойцов, но к концу года увеличился до 300 человек. В течение войны этому отряду пришлось немало повоевать, а его первый руководитель Коча Попович, бывший художник-сюрреалист, поэт и друг Андре Бретона и Жана Кокто, по окончании войны стал видным политическим деятелем СФРЮ. С подачи ветеранских организаций в конце 1960-х был устроен конкурс на лучший проект памятника партизанам Космайского отряда, в котором победила работа Воина Стоича и Градимира Медаковича.

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

десять + восемнадцать =