Почему все без ума от Тейлор Свифт: разбираемся в феномене
Девчонка с нашего двора
Тейлор Свифт родилась в обеспеченной семье — и отец, и мать у нее работали в сфере инвестиций, — но ее детство и подростковые годы прошли в Пенсильвании и пришлись на 1990-е гг. и начало нулевых, поэтому были вполне типичными для американского тинейджера поколения миллениалов. То есть занимали юную Свифт те же вопросы, что сверстников и сверстниц: школа и популярность, подружки, первые влюбленнности и отношения.
Единственное, что отличало Тейлор от однокашников, это то, что с детства она обожала слушать и придумывать истории. И петь. Ну и было еще одно увлечение, которое определит ее судьбу, — Свифт с ранних лет сходила с ума по музыке кантри и сразу знала, что станет не просто исполнительницей, а именно кантри-певицей.
В родной Пенсильвании с музыкой у нее и правда получалось: она побеждала на конкурсах, выступала на городских праздниках и местных фестивалях.
Проверку на прочность самооценка Свифт пройдет позже, когда одиннадцатилетняя будущая суперзвезда уговорит маму отвезти ее в мекку кантри — город Нэшвилл, штат Теннесси. Там Тейлор попытается пристроить свои демки на крупные лейблы звукозаписи, но получит от ворот поворот: к воротилам из шоу-бизнеса такие девчонки приходили и приходят толпами. Кажется, что начиная с этого эпизода вся жизнь Свифт подчинится максиме: «Вы говорите, что я не смогу? Ну это мы еще посмотрим!» И в этом Тейлор станет примером для миллионов сверстниц сначала в Америке, а потом и в мире.
После неудачи Тейлор все равно уговорила родителей переехать в Теннесси и занялась карьерой всерьез. Она писала песни, в которых делала то, что любила и умела лучше всего: рассказывала истории, которые пережила сама, про отношения, сомнения, комплексы… На первых альбомах (Taylor Swift, 2006 и Fearless, 2008) она представала эдакой девчонкой, живущей по соседству и говорившей со сверстниками на одном языке о понятном и наболевшем. Впоследствии Свифт характеризовала свои первые песни как «дневник ранней юности».
Выход из зоны комфорта
Для суперконсервативного жанра кантри оригинальный подход Тейлор стал откровением и даже шоком. Сами подумайте: традиционно стиль ассоциировался с ковбоями в широкополых шляпах с гитарами и банджо, а теперь его лицом решила стать девица, которая пела про отношения с мальчиками, девичьи проблемы и мечты. К тому же уже со второго альбома Свифт стала выходить из понятной и потому комфортной ниши кантри и включать в свои песни элементы поп-музыки, синтипопа и поп-рока, так что альбомы Speak Now, 2010 и Red, 2012 быстро принесли певице успех и за пределами жанра. У молодой белой аудитории в Америке наконец появился свой голос.
И этот голос не только выражал их проблемы, чаяния, но и слушал их: с самого начала карьеры Свифт общалась с фанатами и грамотно выстраивала с ними диалог, а из отношений с ними — сообщество.
Тейлор одной из первых среди популярных исполнителей оценила потенциал социальных сетей и ценность комьюнити. Поэтому позднее, когда музыкальная индустрия обошлась с ней жестоко, у нее были «свои» люди, которые поддержали ее, несмотря ни на что.
Перевернув кантри-музыку с ног на голову, Свифт не остановилась и продолжила челленджить реальность: в 2014-м она выпустила абсолютно попсовый альбом 1989, на котором полностью сменила звучание, образ, продакшн. Кантри и эксперименты по смешению стилей остались позади, Тейлор переехала в Нью-Йорк и стала городской целеустремленной молодой женщиной, а на американской сцене появилась настоящая поп-дива поколения миллениалов. Она была одной из первых певиц, которые сказали слушателям и индустрии, что поп-музыка — это не стыдно.
Все перетрут
А что еще, кроме искренности в песнях и в общении с поклонниками, стало фундаментом феномена Тейлор Свифт? На самом деле не переход от кантри к поп-музыке и не миловидная внешность, как считают многие хейтеры, а невероятная работоспособность и упрямство артистки. Буквально терпение и труд, которые, как известно, все перетрут. Именно трудолюбие сделало Свифт, помогло пережить все нападки, преодолеть препятствия, что на протяжении ее карьеры чинила ей музыкальная индустрия.
Не без потерь для здоровья и психологических проблем, стоит заметить, ведь когда на тебя в сети спускает всех собак Ким Кардашьян, как это случилось в 2016-м, сложно держать удар. Или когда твой лейбл за твоей спиной продает права на всю твою музыку «левому парню», как это произошло в 2019-м.
Но для Свифт подобные ситуации всегда становились точками роста — моментами, в которые она умудрялась перепридумывать себя и перезапускать карьеру. Кардашьян сфальсифицировала телефонный разговор своего мужа Канье Уэста и Свифт, чтобы очернить певицу и выставить подлой лгуньей? Что ж, Тейлор примерит на себя образ холодной и жестокой мстительницы на альбоме Reputation (2017), а Ким выведет на чистую воду.
Лейбл предал и продал мастер-записи другому продюсеру? Свифт перезапишет все свои первые шесть альбомов заново, с нуля, чтобы вернуть себе одни из самых коммерчески успешных записей XXI века.
И так во всем. Когда в 2020-м пандемия отменит планы на грандиозное мировое турне, она запишет инди-фолковые альбомы Folklore и Evermore, в 2022-м выпустит еще один альбом Midnights, а в 2023-м отправится в мировой тур Eras, который длится по сей день и концерты которого представляют ретроспективу ее карьеры: три с половиной часа она исполняет песни со своих десяти альбомов.
В 2023-м вышел фильм-концерт Eras, который побил рекорды кассовых сборов в своей категории. В 2024 году Свифт стала миллиардершей. При этом для поклонников она осталась все той же «своей» девчонкой — пусть живущей уже не далеко по соседству, но по-прежнему говорящей на одном языке о понятном и наболевшем, о том, что ценно для миллениалов. Всего добилась сама, всем все доказала, все преодолела. Ну чем не новая американская мечта, ролевая модель.