Стиль жизни

Психопатология жизни Сальвадора Дали: что скрывается за творчеством гения

Психопатология жизни Сальвадора Дали: что скрывается за творчеством гения

Фрагмент картины Сальвадора Дали «Метаморфозы нарцисса»

Соцсети

Сальвадор Дали — испанский художник-сюрреалист, прославившийся своим экстраординарным творчеством. Вся его жизнь, начиная с юного возраста, была наполнена чудачеством и сумасбродством. Еще маленьким мальчиком он удивлял, а иногда и шокировал окружающих своими нестандартными высказываниями и импульсивным поведением. Но что же послужило формированию такого незаурядного характера у будущего художника?

Детство

«Заместитель» умершего брата

Родители Дали внушили ему с юных лет, что он — реинкарнация умершего брата, который ушел из жизни за девять месяцев до его появления. По удивительному стечению обстоятельств вновь родившийся сын был как две капли воды похож на скончавшегося. Даже имя — Сальвадор — перешло будущему художнику «по наследству» от усопшего. Папа и мама, которые вновь обрели счастье стать родителями, направили все свое внимание на мальчика, сделав его эгоистичным и неуправляемым ребенком.

Зарождение личности

Дали рос вспыльчивым и своенравным, переводя все внимание окружающих его людей на себя с помощью взбалмошных выходок. Он намеренно мочился в кровать до восьми лет, потому что его это забавляло. Имитировал приступы дикого кашля, чтобы привлечь к себе внимание испуганных за его жизнь и здоровье родителей. А однажды мальчик до крови поцарапал своей няне щеку булавкой из-за того, что магазин со сладостями, куда он так хотел попасть, был закрыт.

В шесть лет Сальвадор хотел стать поваром, в семь — Наполеоном. Его желания и амбиции росли вместе с ним не по дням, а по часам

Но при всем при этом интереса к учебе у него не было. А было лишь стремление заниматься рисованием, в чем его всячески поддерживали родители. В шесть лет он нарисовал свою первую картину на почтовой открытке — «Пейзаж близ Фигейраса», а в 14 лет он впервые принял участие в выставке как профессиональный художник. Сальвадор выставил картины с изображением окрестностей города, в котором он родился и к которому испытывал трепетные чувства.

Нонконформизм

В школе и колледже Дали не хотел учиться и не желал соблюдать правила, он был замкнутым и агрессивным, особенно с теми, кто нарушал его границы. Считал всех, как сверстников, так и преподавателей, недостойными его идеальной личности и относился к ним с презрением. Но в то же время всячески старался привлекать их внимание к своей персоне. Мог сделать что-нибудь безрассудное, например разбежаться и врезаться в стену, ударившись до крови.

В 18 лет Дали поступил в престижную Мадридскую школу изящных искусств, его вскоре отчислили за неподобающее поведение и отвержение всех правил — он считал педагогов некомпетентными, а себя — гением, который не нуждается в обучении.

Несмотря на исключение из академии в Мадриде, взбалмошное поведение и отсутствие академического образования, он смог достичь успеха — его творчество привело к мировой славе. Кроме того, в столице он обрел близких друзей — музыканта и художника Федерика Лорку, кинорежиссера Луиса Бунюэля и художника Пабло Пикассо.

Пук, задержанный внутри
Так, что больно, хоть ори,
Может чрево разорвать
И причиной смерти стать.
Если ж на краю могилы
Пухнуть вовремя и мило,
Можно жизнь себе спасти
И здоровье обрести.

Сальвадор Дали «Дневник одного гения»

ТВОРЧЕСТВО

Искусство сюрреализма

Вскоре он вступил в группу сюрреалистов. В основе этого движения лежало творчество, основанное на изображении бессознательного. Сюрреалисты брали за основу теорию Фрейда, которого сделали свои покровителем.

Дали очень вдохновился этой идеей и, как он сам считал, стал выплескивать на холст все из своего бессознательного. Чувства и мнение других его совсем не волновали — и он стал изображать на своих работах совершенно непотребные для общества и привычных рамок искусства вещи: искаженные библейские сюжеты, фекалии, кровь, половые органы, сцены из области секса и сексуальных девиаций.

В момент расцвета его творчества соратники по сюрреалистическому цеху были настолько шокированы картинами Дали, что сделали ему замечание о недопустимости подобных изображений. Просматривая такие картины, как «Великий мастурбатор» и «Мрачная игра», они стали задаваться вопросом: что такое сюрреализм Сальвадора Дали — это искаженное и болезненное восприятие мира или новаторство, которое является вершиной его таланта? Но их рассуждения и правила были безразличны эксцентричному художнику, и его в скором времени навсегда исключили из профессионального сообщества.

Великий изобретатель

После серии скандалов Дали решил видоизменить свое творчество и посетил Италию, где вдохновился академизмом художников эпохи Возрождения и даже попытался привнести это в свои новые работы, добавив пропорции и правильность изображения. Но все равно его картины не переставали шокировать публику, а всемирная слава росла день ото дня.

Он написал в «Дневнике одного гения», что пребывал в «состоянии непрерывной интеллектуальной эрекции»

И вот уже художник оказался на одном олимпе вместе с известным модельером Кристианом Диором. Вместе они разработали «костюм 2045 года» для будущего поколения — длинное платье и костыль, обшитый бархатом. Потом великий и сюрреалистичный изобрел телефон-лобстер (трубка в виде ракообразного), диван-губы для бутика Schiaparelli, пиджак-афродизиак (с вшитыми стаканчиками, наполненными мятным ликером), логотип в виде ромашки для Чупа-Чупс, а также накладные ногти.

4 факта об эксцентричности художника

Помимо необычных разработок, поведение художника также было далеко от правил и норм общества.

  • Сам себя Дали называл извращенцем-вуайеристом.

  • Художник верил, что экскременты снятся к деньгам. Поэтому каждый день наблюдал за своими испражнениями — за запахом, цветом, формой, чтобы запечатлеть их в сознании. Он их описывал как «дьявольские», «бахвальские», «экзистенциалистские», «обжигающие» и «кровавые».

  • Дали определял богатство (уровень материального благополучия) человека по растительности на его теле.

  • Художник назвал свою манеру в искусстве параноидально-критическим методом — балансом между душевным равновесием и психическим расстройством.

  • СУМАСШЕДШИЙ ИЛИ ГЕНИЙ

    Ссора с Фрейдом

    Сальвадор Дали «Морфология черепа Зигмунда Фрейда», 1938 Г

    Сосети

    До сих пор гении-психологии гадают, где кончается гениальность и начинается безумие талантливых людей. Сам Дали, будучи последователем Фрейда, называл себя одновременно гением и параноиком, а также рассказывал всем о своих галлюцинациях. Кроме того, он считал, что подавление интимных фантазий может привести к расстройству психики. Поэтому всячески пытался сублимировать это в творчество и воспринимал как психотерапию.

    Когда его мечта сбылась и он все-таки встретился с Фрейдом, тот его разочаровал. Психоаналитик сказал, что не видит бессознательного в сюрреалистичных картинах Дали, там лишь то, что находится в его сознании.

    Дали оскорбился в ответ на это высказывание и отомстил своему на тот момент уже бывшему кумиру, нарисовав портрет великого психоаналитика с головой в виде улитки. Свой портрет он сопроводил надписью: «Череп Фрейда — это улитка! Его мозг имеет форму спирали, и его нужно извлечь иглой!» Так художник порвал все связи с Фрейдом и психоанализом.

    Мания величия и психопатология «сверхчеловека»

    Пока Дали утверждал, что никогда не станет безумцем, считая себя нормальным, психиатры всего мира гадали, какие у него психические отклонения: нарциссизм, параноидальная шизофрения с галлюцинациями, сексуальный невроз (сексуальные расстройства), психопатия, нарушения психики пограничного характера, эксгибиционизм или иное сексуальное расстройство?

    Что не вызывало сомнений и споров, так это его мания величия — он называл себя гением и считал «сверхчеловеком», который, отвергая нормы общества, превзошел все человечество. Именно таким, о котором грезил кумир художника — Фридрих Ницше. Все, о чем мечтал Дали, — большие деньги и мировая слава, — было достигнуто.

    Сальвадор Дали «Портрет моей сестры»

    Соцсети

    Сальвадор Дали «Фигура в профиль (портрет сестры Аны Марии)»

    Соцсети

    ЖЕНЩИНЫ САЛЬВАДОРА ДАЛИ

    Помимо творчества и богатства в его жизни огромную роль сыграли женщины: мама, сестра и безумная любовь всей его жизни — Гала.

    Двойственные чувства к матери

    Мама Дали души не чаяла в реинкарнации своего умершего первенца — баловала и всячески потакала ему. А какие именно чувства к ней испытывал эпатажный художник, до сих пор остается загадкой. Когда ему исполнилось 16 лет, мать скончалась от рака.

    Спустя девять лет после ее смерти он участвовал в известной выставке, где представил свои работы, включая картину «Священное сердце». На ее изображении Дали написал: «Приятно иногда плюнуть на портрет своей матери».

    Этой выходкой ему удалось шокировать не только публику, но и отца, который после этого письменно отрекся от своего сына, а последний в отместку за это отправил родителю в конверте свою сперму с посланием: «Это все, что я тебе должен». Отреклась от художника и его родная сестра — Ана Мария Дали.

    Разрыв с сестрой

    Ана стала самым близким человеком Сальвадору после смерти матери, была его музой и позировала художнику для многих картин. Но все резко изменилось, когда в жизни художника появилась женщина, которую он любил до самой ее смерти. Сестра была раздосадована и рассержена ее появлением. Она стала говорить про нее нелицеприятные вещи, чем вызвала гнев брата и стала его врагом на всю оставшуюся жизнь.

    Ана написала и опубликовала книгу «Сальвадор Дали глазами сестры», где опровергла почти все факты из его автобиографии «Тайная жизнь Сальвадора Дали». Она разрушила иллюзорный мир художника, созданную им картинку фантастической жизни, опровергнув каждое его слово и осудив за плевок в сторону умершей матери.

    Что же это за женщина, которая смогла стать причиной разрыва тесной связи брата и сестры?

    Сальвадор Дали «Портрет Гала с носорогическими признаками»

    Соцсети

    Сальвадор Дали «Атомная Леда»

    Соцсети

    Нетривиальные отношения с любимой женщиной

    Русская художница и модель Елена Дмитриевна Дьяконова, которую впоследствии стали называть Галой, бурей ворвалась в жизнь испанского эпатажного художника, который до встречи с ней боялся женщин и интимных отношений. Она смогла завоевать его сердце и душу, но не понравилась ни родственникам, ни близкому окружению художника.

    Окружающие считали, что она окончательно испортила Дали, усилив в нем эгоизм, импульсивность, алчность, а также склонность к сексуальным извращениям.

    Сальвадор про нее говорил, что она так же прекрасна, как полотна работ Вермеера и Рафаэля — единственных художников, чей талант он не очернил

    Он называл Галу «сверхженщиной», а себя «сверхчеловеком», тем самым превознося их пару над всем человечеством. Художник превратил ее в свою музу — изысканную личность, которая стала одеваться по последним тенденциям моды у самой Коко Шанель.

    Дали любил и боготворил ее. Но несмотря на столь сильные чувства, они состояли в свободных отношениях, встречаясь параллельно с другими партнерами. У нее были многочисленные любовники, а он любил мастурбировать возле зеркала, восхищаясь своей неповторимой личностью. Совместных детей у эпатажной пары не было.

    Однажды Дали подарил Гале замок, где она жила одна, а он приезжал к ней по ее письменному разрешению. Так и жили они «душа в душу», пока его главная любовь жизни не скончалась. Дали на тот момент было 78 лет.

    ПОТЕРЯ СМЫСЛА ЖИЗНИ И СМЕРТЬ

    За два года до кончины жены Дали начал терять вес. Он боялся принимать пищу, полагая, что его хотят отравить. У него начались галлюцинации, его здоровье стало ухудшаться. Врачи поставили ему неутешительный диагноз — болезнь Паркинсона, предполагая также, что у него развилась на фоне этого еще и шизофрения. Но окончательно это так и не подтвердилось.

    После потери дорогого сердцу человека болезнь начала прогрессировать. Ему было сложно держать в руках кисти. А потом он погрузился в депрессию: не хотел вставать с кровати, выходить на улицу, перестал общаться с людьми и принимать пищу.

    Сальвадор Дали скончался от остановки сердца в 85 лет. Он распорядился, чтобы его похоронили рядом с Галой, однако останки художника поместили в склеп, который вмонтировали в полу на территории его собственного Театра-музея Дали в родном городе Фигейрасе.

    По материалам

    Нажмите, чтобы оценить статью!
    [Общий: 0 Средний: 0]

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    5 + 3 =

    Кнопка «Наверх»