Статьи

«Разрывает мне сердце»: россияне жалеют роботов и поднимают упавшие электросамокаты

«Разрывает мне сердце»: россияне жалеют роботов и поднимают упавшие электросамокаты

Как люди жалеют роботов

Упавший самокат

Историями о том, кто и как помогал роботам и самокатам, пользователи X/Twitter стали активно делиться после вирусного поста @yapatlataya. «Ночью увидела валяющийся самокат „Яндекса“ и мне стало смешно — типа, кто его так бросил? Я медленно прохожу мимо и тут он говорит: „Поднимите меня, пожалуйста“. Я подняла, и он сказал: „Спасибо!“», — поделилась девушка.

Рассказ девушки быстро стал виральным — твиттерские начали делиться им в своих блогах и вспоминать в комментариях, как они сами жалели разные устройства, которые можно встретить в крупных городах:

  • «Всегда поднимаю одиноко валяющиеся самокаты. Мне их жалко»;

  • «Я бы, наверное, заплакал и начал его гладить и утешать, как котенка»;

  • «Вы, конечно, „ха-ха“ ловите, но они, заразы, реально управляют людьми. На брюхе написали: „Я очень хочу встать, но у меня не получается, помоги мне“. Ну, я и помог, поднял, столь хорошо я себя не чувствовал давно»;

  • «Я как-то пыталась взяться ошибке не тот самокат, и он мне сказал: „Пожалуйста, не толкайтесь“. Мне так стыдно перед ним стало».

Потерявшийся робот-доставщик

Похожей историей поделились и в другой соцсети — в соцсетях стало вирусным видео жительницы Москвы, которая увидела на улице робота-доставщика с нарисованными глазами. Устройство, пытаясь объехать заграждение, съехало с тротуара и застряло на бордюре. В итоге девушка попросила прохожего помочь ей — вместе они поставили робота обратно на пешеходную часть, чтобы оно смогло продолжить путь.

Похожие статьи

Робот, вытирающий лужи «крови»

Еще один резонансный пример сочувствия к роботам обсуждался в соцсетях в 2019 году — тогда речь шла об инсталляции «Can’t Help Myself», в которой большой робот вытирал лужу «крови», вытекающей из-под его корпуса. Устройство каждый день выполняло одни и те же функции, пытаясь убрать вытекающую жидкость, и остановился — или, как сказали сочувствующие, «умер» — только после того, как кровь закончилась, а вместе с ней — и смысл его жизни.

Почему мы сочувствуем машинам

Маргарита Спасская, психолог

Что говорят об отношении к роботам исследования?

Ученые активно интересуются феноменом эмпатии к роботам отчасти из-за того, что последние становятся все более способными к сложным социальным взаимодействиям. Исследования в этом направлении также важны для понимания того, как мы адаптируемся к все возрастающему присутствию роботов в повседневной жизни.

В каком-то смысле мы испытываем эмпатию к роботам потому, что так задумали их создатели. Чтобы пользователи больше им доверяли, охотнее с ними взаимодействовали, чтобы снизить риск вандализма, производители наделяют их уникальными особенностями — например, трогательным обликом, вызывающим улыбку, умиление и другие позитивные реакции.

Существуют исследования, которые показывают, насколько мы чувствительны к страданиям роботов. Люди могут реагировать на «пытки» роботов, испытывать сочувствие, если считают, что роботу больно, испытывать трудности, если нужно нанести ему удар.

Эти реакции говорят о том, что наше отношение к роботам может быть очень похожим на отношение к живым существам

Часть исследований показывает, что интенсивность сопереживания роботам зависит от степени их человекоподобия: люди склонны больше сочувствовать роботам, которые напоминают человека, чем тем, которые выглядят механистично.

Однако существует и феномен, известный как «Uncanny Valley» — «зловещая долина» (эту концепцию сформулировал инженер Масахиро Мори): роботы, слишком похожие на людей, могут вызывать у людей дискомфорт, страх или отвращение. Это происходит, когда машина выглядит почти как человек, но есть небольшие отличия, которые воспринимаются как тревожные.

Важно понимать, что роботы могут вызывать не только эмпатию и сочувствие, но и обратные реакции — агрессию, желание намеренно их повредить. Парадоксально, но само существование таких ситуаций также говорит о том, что мы испытываем сочувствие к роботам. Для описания этих событий используется язык, схожий с тем, который применяется к людям, например, «ранен» для роботов-саперов или «жестокое обращение с роботом».

Современные исследования для оценки уровня эмпатии используют не только опросы и анализ поведения, но и нейробиологические инструменты, такие как электроэнцефалография (ЭЭГ) и магнитно-резонансная томография (МРТ). То есть, сейчас известно, что мы эмпатически реагируем на роботов не просто на уровне мыслей и эмоций, но и на уровне нейробиологии, и физиологические параметры этих реакций тоже можно измерить.

Какие этические вопросы возникают из-за внедрения роботов в нашу жизнь?

Существование и внедрение роботов, необходимость нашей адаптации к ним поднимает множество вопросов, в том числе этических и правовых. Особенно в тех случаях, когда роботы обладают антропоморфными чертами и способностью к эмоциональному взаимодействию.

Например, по умолчанию, робот — это машина, и к нему применяются законы, которые действуют по отношению к имуществу. Но если он приобретает слишком много человеческих черт — скажем, если у него есть аналог сознания — то продолжаем ли мы считать его имуществом?

Или роботы могут заботиться о человеке, помогать ему. Но в то же время роботы способны нанести вред, они могут стать инструментами в руках преступников — здесь возникает широкое поле для злоупотреблений, а значит, потребуется разработка соответствующего законодательства.

По материалам

Нажмите, чтобы оценить статью!
[Общий: 0 Средний: 0]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четыре × 4 =

Кнопка «Наверх»