Статьи

«Чувства гораздо богаче и тоньше, чем считалось раньше»: сколько эмоций мы испытываем на самом деле

«Чувства гораздо богаче и тоньше, чем считалось раньше»: сколько эмоций мы испытываем на самом деле

Кадр из мультфильма «Головоломка» (2015 год)

Тема

Раньше психологи считали, что большинство человеческих эмоций делятся на универсальные категории:

Однако новое исследование, которое провел профессор психологии из Калифорнийского университета Дачер Келтнер, показало, что люди испытывают более 27 различных эмоций, и все они тесно связаны друг с другом.

Исследование

Организаторы исследования выбрали для эксперимента демографически разнородную группу из 853 мужчин и женщин. Участники смотрели в Сети беззвучные видеоролики продолжительностью от 5 до 10 секунд, которые должны были пробудить эмоции.

Для показа отобрали 2185 роликов на такие темы, как:

  • роды,

  • дети,

  • предложения руки и сердца,

  • свадьбы,

  • смерть,

  • страдания,

  • пауки,

  • змеи,

  • неуклюжие падения,

  • рискованные трюки,

  • сексуальные акты,

  • природные катаклизмы,

  • чудеса природы,

  • неловкие рукопожатия.

Участников эксперимента разделили на три группы. Каждая группа смотрела серию роликов и после этого заполняла отчет.

Первая группа

Первая группа сообщала об эмоциях, вызванных каждым роликом, в свободной форме. «Их ответы указывали на богатый и утонченный набор эмоциональных состояний, начиная с ностальгии и заканчивая отвращением», — отмечает Алан Коуэн.

Вторая группа

Другие участники оценивали каждый ролик в зависимости от интенсивности следующих эмоций:

  • восхищение,

  • благоговение,

  • эстетическое удовольствие,

  • изумление,

  • гнев,

  • тревога,

  • трепет,

  • неловкость,

  • скука,

  • спокойствие,

  • смятение,

  • презрение,

  • сильное желание,

  • разочарование,

  • отвращение,

  • боль,

  • сопереживание,

  • восторг,

  • зависть,

  • воодушевление,

  • страх,

  • вина,

  • ужас,

  • интерес,

  • радость,

  • ностальгия,

  • гордость,

  • облегчение,

  • романтическое настроение,

  • грусть,

  • удовлетворение,

  • сексуальное влечение,

  • удивление,

  • сочувствие,

  • торжество.

Организаторы эксперимента заметили, что участники выбирают похожие ответы. Более половины испытуемых дали одинаковые ответы для каждого видео.

Третья группа

Последняя группа участников оценивала свой эмоциональный отклик на ролики по шкале от одного до девяти. Участники выносили оценки на основе таких противопоставлений, как:

  • положительное или отрицательное,

  • возбуждение или спокойствие,

  • доминирование или повиновение.

Исследователям удалось спрогнозировать, какие оценки участники выставят роликам, на основе того, как участники других групп оценили эмоции от просмотра тех же роликов.

Результаты

Исследование показало, что участники эксперимента демонстрировали схожие или одинаковые эмоциональные отклики на каждое видео. Благодаря полученным данным им удалось идентифицировать 27 различных категорий эмоций. С помощью статистического моделирования и техник визуализации исследователи собрали эмоциональные отклики на видео в семантический атлас эмоций.

На этой карте каждая из 27 категорий обозначена определенным цветом

Более того, вопреки идее, что каждое эмоциональное состояние независимо от остальных, исследователи выяснили: такие эмоции, как трепет и умиротворение, ужас и грусть, изумление и обожание, плавно перетекают из одной в другую.

Ведущий автор исследования Алан Коуэн поясняет: «На нашей карте нет четко ограниченных кластеров для каждой эмоции, потому что все взаимосвязано. Эмоциональный опыт гораздо богаче и тоньше, чем считалось раньше. Мы надеемся, что наши находки помогут другим ученым и инженерам более точно зафиксировать эмоциональные состояния, которые влияют на настроение, мозговую активность и экспрессивные сигналы. Это приведет к более эффективному лечению психиатрических заболеваний, пониманию процесса зарождения эмоций в мозге и появлению технологий, отвечающих эмоциональным потребностям».

По материалам

Нажмите, чтобы оценить статью!
[Общий: 0 Средний: 0]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

три + семнадцать =

Кнопка «Наверх»