Статьи

«Снимаем плачущую хачиху»: петербургские школьники избили одноклассницу-таджичку — в чем причина такого поведения

«Снимаем плачущую хачиху»: петербургские школьники избили одноклассницу-таджичку — в чем причина такого поведения

Что произошло

Видео с избиением стало вирусным в социальных сетях 20 апреля 2024 года — на кадрах видно, как школьники избивают одноклассницу, выкрикивая: «Снимаем плачущую хачиху» и «Россия». Девочка на видео плачет и падает на пол — помочь ей пытаются одноклассницы, помогая встать и предлагая пойти в медицинский кабинет. Парни тем временем пожимают друг другу руки и называют произошедшее «великим добиванием». На записи также видно учительницу — она молча наблюдает за избиением, не пытаясь вмешаться.

Позднее в социальных сетях появились подробности случившегося — избиение произошло в одной из школ Санкт-Петербурга, а пострадавшая девочка оказалась таджичкой. В одном из закрытых новостных пабликов в ВК был опубликован и снимок подростка, который напал на одноклассницу — на его теле изображены свастика и националистические лозунги.

На случившееся обратила внимание глава Лиги безопасного интернета Екатерина Мизулина. «Большой вопрос — почему школы стараются замять такие инциденты. Это неправильно», — написала она в своем канале в Телеграме. К расследованию подключился и Следственный комитет, а журналисты уточнили, что инцидент произошел «еще два месяца назад», однако известно о нем стало только после того, как видео попало в интернет. Более того, как пишет «Фонтанка», сейчас между учениками школы конфликтов нет, а информация о случившейся драке даже не дошла до администрации учебного заведения.

Как ксенофобия становится причиной подросткового насилия

Георгий ПановДетско-подростковый врач-психотерапевт, преподаватель «Психодемии»

Ксенофобия — нетерпимость к чужеродному, скорее, упрощающее действительность понятие, нежели способ обозначить ситуацию. В данном случае, когда эта форма нетерпимости стала причиной насилия, могли сойтись несколько факторов:

  • Период взросления. В это время природе важнее сделать ребенка больше похожим на взрослую особь внешне, нежели укреплять тормозные структуры головного мозга, из-за чего возникают сложности с эмоциональной регуляцией. Взросление не предполагает адаптивного торможения импульсов — ведь они, наоборот, очень помогали человечеству в процессе выживания. Однако при социальном взаимодействии подростков эти импульсы, если их не контролировать, могут привести к конфликтам — в том числе и потому, что в школах не учат импульс-контролю и навыкам эмоциональной регуляции.

  • Стремление объединяться в группы по общим признакам. Это обеспечивает подросткам большую уверенность, помогает легче проживать тревогу и чувство небезопасности, неполноценности.

  • Большие потоки информации в сети. Здесь речь идет о механизме избирательности в интернете — алгоритм запоминает наш выбор и предлагает контент на его основе. Кроме того, дело может быть и в информации, которая напрямую транслируется через авторитетные для подростков лица — она может также провоцировать на необдуманные поступки.

  • Отсутствие четкого понимания смысла своих поступкой. Подросток зачастую не имеет достаточно жизненного опыта или самостоятельно сформированного мнения относительно фундаментальных вещей, что способствует большей импульсивности.

  • Самореализация, самоиндентификация, проверка на прочность границ и правил, поиск способов инициироваться в качестве взрослого человека — эти моменты тоже могут причинами, которые рискуют привести к отклоняющемуся поведению.

  • По материалам

    Нажмите, чтобы оценить статью!
    [Общий: 0 Средний: 0]

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    четыре − один =

    Кнопка «Наверх»