Статьи

Сериал «Олененок»: почему история о сталкинге так затягивает

Сериал «Олененок»: почему история о сталкинге так затягивает

Кадр из сериала «Олененок»

О чем сериал «Олененок»?

Без малого 30-летний шотландец Донни Данн (Ричард Гэдд) в 2015 году переезжает в Лондон, чтобы там построить карьеру в стэндапе. Но пока он выступает с номерами а-ля Геннадий Ветров 1990-х гг. (со странным реквизитом, шумовыми эффектами и переодеваниями) и, мягко говоря, не собирает залы, ему нужно где-то работать. Барменом в рядовом пабе Кэмдена, не самого престижного, но и не захолустного района британской столицы.

Однажды в паб заходит полноватая женщина (Джессика Ганнинг), которую Донни угощает чаем за счет заведения. Та смотрит на юношу широко распахнутыми глазами и принимается рассказывать историю всей своей жизни: ее зовут Марта и ей 42, она работает юристом, но сейчас у нее нет денег, она виделась и вела дела с самыми выдающимися людьми Британии, включая парочку премьер-министров. Марта начинает каждый день приходить в паб к Донни, тот наливает ей диетическую колу, женщина осыпает героя комплиментами и тараторит без умолку — кажется, у начинающего комедианта появляется первый поклонник!

Постепенно милая болтовня превращается в навязчивую коммуникацию

Дамбу по-настоящему прорывает, когда Марта узнает адрес электронной почты Донни: тот начинает получать по сотне имэйлов в сутки, многие из которых содержат непристойные намеки. Бармен-стэндапер пытается как-то дистанцироваться от Марты и прекратить общение, но патологическая неспособность говорить «нет» и выставлять личные границы лишь затягивает героя в паранойю. А Марта становится все агрессивнее, называет Донни «олененком» и грозит не отстать от него никогда.

Ричард Гэдд в образе стэндапера Донни Данна

Чем примечателен сериал?

Стартуя как «барный ситком», «Олененок» уже ко второму эпизоду разгоняется до триллера, а на экваторе (4 серия из 7) совершает разворот чуть не на 180 градусов в сторону мощной психологической драмы о цене успеха. В какой-то момент «кошки-мышки» в сюжете сменяются ходами в духе «Маленькой жизни» Ханьи Янагихари или «Коня БоДжека»: что еще может произойти с человеком, мечтающим о славе и успехе? С какой жестокостью еще он столкнется и в какие темные глубины собственной души опустится?

В основе «Олененка» — подлинная история исполнителя главной роли, автора сценария и шоураннера Ричарда Гэдда. Он подсчитал, что «настоящая» сталкерша прислала ему 41071 имэйл, 350 часов голосовой почты, 744 твита и еще сотню бумажных писем и бесчисленные подарки. Создатель сериала изменил многие детали, имена и локации, вообще всякие возможности для идентификации «Марты», однако британский таблоид Daily Mail нашел женщину, предположительно ставшую прототипом. Та говорит, что считает себя жертвой Гэдда — впрочем, этот мотив звучит и в сериале.

Сталкинг в фильме показан пугающе, и легко можно увидеть, какие действия главного героя провоцируют Марту и закручивают спираль интриги. Вот здесь Донни пробует перехитрить Марту, но та, уже сидевшая за преследование другого человека, опытный боец — и переигрывает бармена-стэндапера. Вот тут Донни не решается резко отказать Марте в чем-то, мямлит неразборчиво — и получает еще более откровенные сообщения. А вот и вовсе зачем-то показывает коллегам переписку со сталкершей — и их не слишком безобидный пранк лишь отягощает положение.

Глядя на хаотичные попытка Донни Данна выпутаться из ситуации, испытываешь «испанский стыд» — пожалуй, сродни тому, на котором держится сериал «Офис». Иногда так и хочется зажмуриться, выкрикнуть: «Да что же ты творишь-то, нет!» — но любопытство гонит, гонит тебя смотреть даже и упиваться падением героя. И бояться за него одновременно.

Ричард Гэдд, рассказывая историю в жанре автофикшн, не боится показаться глупым, жалким, слабым — и эта искренность подкупает зрителя. Чтобы рассказать эту историю, ему, глупому-жалкому-слабому, нужны недюжинная смелость и глубочайшая проработка всей ситуации со сталкингом. Сам процесс рассказывания этой истории становится для Гэдда терапевтичным: ведь еще до сериала его карьера комедианта пошла в рост благодаря тому, что он отказался от номеров с бутафорией в пользу исповедей со сцены. Собственно, его моноспектакль «Олененок», с успехом шедший на стэндап-площадках Лондона, и лег в основу сериала от Netflix.

За первые две недели «Олененка» посмотрели более 13 миллионов человек, и это число еще очевидно возрастет

По материалам

Нажмите, чтобы оценить статью!
[Общий: 0 Средний: 0]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

4 + 8 =

Кнопка «Наверх»